Грибочек

Фотоочерк о фотографе

В рамках учебы фотожурналистике у Гены Михеева genamikheev мы учились делать фотоочерк об интересном человеке. Жертвой наших журналистских экспериментов стал папа Ежжуньки Артём Задикян, который увлекается фотоархивами, старой Москвой и в свои 70 с гаком работает фотографом в музее Дома на набережной. Мы уже выкладывали некоторые материалы о нем. Найти их можно по метке (тэгу) Задикян

Огромное спасибо Гене genamikheev за то, что сделал замечательные фотографии. Мы тоже снимали немного, но больше наблюдали за работой профессионала и пытались понять хитрости и секреты мастерства. Свои фотографии мы выложим позже, а пока фото Гены Михеева с нашими текстовыми комментариями.





Раньше знаменитый Дом на набережной в Москве называли Домом правительства. И это не просто дом, а целый комплекс сооружений на Берсеневской набережной Москва-реки и на территории, которая называется Болотным островом. Этот жилой комплекс занимает площадь в три гектара! Вся эта масштабная постройка связана с остальным миром двумя Каменными мостами: Большим и Малым. А сейчас еще добавился пешеходный Патриарший мост, который идет от храма Христа Спасителя. В этом огромном комплексе Дома на набережной, неуловимо напоминающем французскую крепость-тюрьму Бастилию, расположены обычные жилые корпуса, театр Эстрады, кинотеатр «Ударник», различные службы сервиса, а рядом трамвайное депо и электростанция, которая раньше снабжала электричеством Кремль. Ну, и правительственный Дом на набережной, конечно.

Москва всегда отличалась от остальных регионов страны. Государство в государстве. А элитный Дом на набережной всегда отличался от Москвы. Особая территория, микрогосударство в государстве, которое находится в другом государстве. И чего было больше в Доме на набережной: элитности или тюремности, сытого благополучия или неуверенности в завтрашнем дне и страха, - это вопрос сложный и дискуссионный. Сейчас Дом на набережной уже не тот. Обычный гигантский серый каменный особняк в центре Москвы. Вроде английского замка с богатой историей, ныне используемого под конюшню для породистых жеребцов и кобыл с красивой сбруей. Именно такое от всего этого ощущение…

Впрочем, о Доме на набережной и о его истории мы еще расскажем, а пока фотоочерк о человеке, который знает здесь если не всё, то почти всё – москвовед и фотограф Артем Задикян.



Дорога на работу у Артема проходит мимо храма Христа Спасителя, через Патриарший мост, далее вниз с моста мимо палат Аверкия Кириллова, и по Берсеневской набережной мимо церкви Николая Чудотворца прямо к Дому на набережной.



Для фотографа ежедневная дорога на работу – это не рутина, а возможность поймать интересный кадр. Тем более, для москвоведа и архивиста. Тем более, в таких исторически интересных местах. Ну и Москва сейчас стала колоритной. Много всяких чудаков попадается на Патриаршем мосту.



Храм Христа Спасителя воссоздавался по стеклянным фотопластинкам и фотопленкам, которые хранились в частном архиве Артема Задикян. Это разрушать советское правительство было гораздо, а сохранить хотя бы фото не удосужились. Когда было принято решение восстановить храм Христа Спасителя, обнаружилось, что восстанавливать не по чему – чертежи, эскизы и фото утеряны. А решение принято, деньги выделены, пафоса много, только выполнить это решение невозможно. Можно построить совершенно новый храм, а восстановить прежний без детальных эскизов и фотографий не получается. И вот тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков обратился к Артему за помощью, и Артем, конечно, не отказал. Совершенно бесплатно он предоставил строителям и реставраторам уникальные материалы из своей коллекции – изображения храма Христа Спасителя, элементов конструкций и декора. И началась стройка. Некоторые люди на строительстве храма Христа Спасителя построили дома на Рублевке, купили дорогие машины и сейчас на этих машинах стоят в пробках на той самой Рублевке. А Артем ходит на работу пешком мимо храма, который построен, во многом, благодаря его увлеченности старой Москвой. Кто в жизни счастливее: люди, стоящие в пробках на Рублевке, или Артем, идущий пешком на работу мимо «своего» храма, - вопрос неоднозначный. Нам почему-то кажется, что Артем счастливее и помнить его будут дольше…



Артем ходит быстро, очень быстро, за ним не угнаться. В свои 73 года он активнее и подвижнее многих молодых городских жителей. Привык. Фотографа ноги кормят. А уж фотографа, который учился в свое время у фронтовых фотографов - тем более. Вот и получалось, что очень часто мы успевали сфотографировать только спину бегущего человека на восьмом десятке лет. А мы моложе почти вдвое…



Московские закоулки богаты интересными историями и находками. Вот палаты 17-го века производителя водки Смирнова. Они сейчас расположены прямо под Патриаршим мостом - скромные, не кидающиеся в глаза и похожие на катакомбы.

Любознательность и общительность Артема не раз приводили его к интересным находкам. Удивительно, но для Артема не существует запретных мест в Москве. В многомилионном городе его многие знают. А если не знают, то для Артема это не проблема. Он начинает общаться с людьми о том, что ему самому интересно. И вот уже толстый охранник, вместо того, чтобы гнать людей с охраняемой территории, сам с интересом проводит незнакомым людям экскурсию и увлеченно рассказывает о том, какие древние глиняные черепки он с друзьями находил, выпивая пиво на белокаменных ступенях. Иногда нам казалось, что Артем чародей, умеющий влиять на совершенно посторонних людей. Это магия увлеченности…



Возле палат Аверкия Кириллова продаются вкусные булочки. По пути на работу Артем обязательно берет пару булочек к чаю – это традиция. На самом деле это повод остановиться у очередного интересного места. В палатах Аверкия Кириллова Артем искал (и находил!) внутристенные и подземные ходы. О палатах Аверкия Кириллова можно почитать у нас по метке (тэгу) Аверкий Кириллов.



Вокруг Дома на набережной много интересных уголков и закоулков. На территории церкви Николая Чудотворца на Берсеневке настоящее буйство природы выглядит совершенно не по-московски. Словно в парк попал. Вокруг клумбы разбросаны могильные плиты – надгробия старинных захоронений при храме. А над всем этим возвышается серая махина Дома на набережной.



Символический вид на Дом на набережной от Церкви Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках. Учитывая драматическую историю жителей дома, крест выглядит очень эмоционально.



Внутренний двор Дома на набережной похож на каменный лабиринт площадью в три гектара. Ощущение, что попал внутрь тесной средневековой крепости: изрытые дороги, узкие проходы, в тесноте снуют люди и протискиваются автомобили.



Со двора Дома на набережной открывается вид на соседнюю крепость. Эта красивая башенка – ныне «ГЭС-2 Мосэнерго», а ранее Центральная трамвайная электростанция. Как мы уже писали выше, электричество здесь вырабатывалось не только для московских трамваев.



Но, хватит бродить по дворам, пора на работу! Идем к музею Дома на набережной. Немного приятных формальностей с охраной и…



Артем открывает двери на работу. Музей Дома на набережной создавался благодаря энтузиастам и при инициативе одной из старейших жительниц дома Тамары Андреевны Тер-Егиазарян в 1989 году. Она начинала собирать людей с помощью объявлений в подъездах дома. В объявлениях было приглашение приходить в созданный музей, рассказывать о своей жизни, о своих семьях, приносить в музей различные предметы быта, книги, архивные материалы, фотографии, документы, одежду, технику тех лет. В 2005 году в возрасте 97 лет Тамары Андреевны не стало, но музей продолжает жить и работать.



Вот такого уровня люди жили в Доме на набережной.



Артем показывает свое рабочее место. Утро у него начинается с беседы со Сталиным.



Комнаты, сохранившие атмосферу тех лет. Удивительным образом проваливаешься во времени в прошлое. В хорошее и в плохое. Здесь каждая вещица рассказывает о каком-то событии или тайне.





Политические репрессии затронули жильцов этого дома в полной мере. Незабвенный Иосиф Виссарионович и так не был гуманистом, но в первую очередь летели головы людей, которые могли повлиять на ход истории. Среди этих людей было много жильцов правительственного Дома на набережной.



Списки жильцов дома, подвергшихся репрессиям впечатляют. Списки жителей этого дома, погибших на фронтах Великой Отечественной примерно втрое короче.



Сердце музея – архивные материалы. По старинке – в бумагах и в папках. Здесь вся история, вся жизнь знаменитого Дома на набережной.



Руки фотографа похожи на руки скрипача. И хотя эти руки, даже на восьмом десятке лет с легкостью управляются с цифровой фото или видеокамерой, сердце Артема Задикян принадлежит древней магии стеклянных фотопластинок и пленок большого формата.



Добавить Ежжей в друзья

У Ежжуньки отличный папа! Я, пожалуй, перепощу.
СУПЕР!!! Спасибо вам и Папе! Здоровья и долгих лет жизни Артему Задикяну!!!
Хорошо, ребяты, только небольшое журналистское замечание, мона?
- На мой взгляд, для жанра "очерк о человеке" многовато Дома и на его фоне маловато самого Артема! Я бы чуток больше сказала о том, чем ваш герой в этом чудесном музее занимается. Интуитивно хочется немножко подробнее об этом (ведь интересно же само по себе! а здесь есть возможность сказать это "в контексте" героя!). И может быть (тут варианты) - "как он дошел до жизни такой", то есть немного истории жизни самого героя (насколько я понимаю, она тож того стоит! Вот кстати про Храм - очень здорово и уместно!).
А то суть его нынешней работы немного, мне кажется, "провисла", "ушла" в фон.
При том, что "фон" (т.е. Дом) безусловно сам по себе интересен и таки действительно достоин отдельного репортажа. И вот кстати я бы для него (раз уж вы собираетесь его делать) кое-что изотсюдова туды пропридержала! В частности - расстрельный список (из вашего текста неясно, как герой связан с этой темой - тем более, что на фото совсем не он...ну, то есть не совсем он ;)))
Если "чиста теории" по пресловутому предмету "ТырПыр", то "очерк о человеке" - это когда именно оный человек в центре повествования. Соответственно, все "лирические отступления" на окружающую его среду, предмет его работы, историю места действия и т.д. - как-то по смыслу к рассказу о герое привязаны. Герой - таки в центре! У вас Артем оказался (в конце рассказа), мне кажется, немного "сбоку" от "места действия". Кстати, в этом смысле "очерки о человеках" самого Гены оченно недурны и вполне показательны...
Вот как-то примерно так. Звиняюсь за внизапный "журфак он-лайн" - это вы сами, Ежжыщи, своим заходом про "учились делать очерк об интересном человеке" мал-мал напросились! ежли занудствую - так вы скажите, я больше не буду! И коммент, ежличо, скрывайте, не стесняйтесь ;)))
ну, что зараза - так я даж и не спорю! %)))))
Так чо, устраивать вам, при случае, таике "разборки полетов"? ;)
Обязательно устраивать! Огромное спасибо!!!

Хвалить тоже можно и нужно. А то творить расхочется. ;-)
Похвалить вас злая я умудрилась даже тут! %Р На самом деле, если серьезно - первая часть, где герой идет до места работы, и вы об этом месте типа "к случаю" говорите (про героя и его место в судьбе и современной жизни "места"!) как раз хороша - с действием и весьма в жанре!.. Просто потом вы Домом чуток увлеклись (что лично я очень понимаю!) и как-то героя очерка упустили... И это, на самом деле, кстати, тоже допустимо - просто жанр таков, что он даже в этом случае обязвает потом все равно вернуться (ощутимо для читателя! Не вскользь!) к человеку...
Логично, логично. Продолбали героя. А всё булочки с маком, они проклятые мозг затуманили! ;-)
ой, да ладно - не так уж и продолбали: герой-то свой, "домашний"! Наверняка еще куда-нибудь его прогуляете (или он -вас!) ;))) Да и этот материал тоже нетрудно поправИм - например, когда таки публикнуть в ИМ соберетесь. Так шо все нормуль, штатная учебная тревога! %))))))
А про булочки с маком оченно вас понимаю! Сама с тех замоскворецких булочек тащилась - и всю юность была к ним романтически предрасположена. Бо как жила в коммуналке на Остоженке, куда временами пахло через реку шоколадом с "Красного Октября" (шо был как раз почти за Домом на Набережной), и часто шла "на запах" через мосты... И покупала там замоскворецкие булочки, да! С маком... Волшебны под одинокий девичий вечерний чаёк и застеночную ругань соседей по квартире!..
Йеех, молодысть!
Ничего, старость тоже будет драйвовой! Будем все вместе бродить по интересным местам и засовывать камеру "слону в жопу". :-)))
Дык отож!... И булочек на дорожку прикупим! Шоб было весело...ну, то есть не голодно, в смысле... ;))))
Здоровья и долгих лет Папе!
Лара,текст пока не читала,фотки разглядывала.
Какой он у тебя симпатичный:)
Спасибо за рассказ о папе, Лариса Артемовна!
И еще спасибо за Гену Михеева. Подписалась на его блог, жалею, что не всегда успеваю смотреть - это надо делать не наспех, его фото - говорящие, скорее даже рассказывающие.
Всегда рада поделиться интересным! А Гена - да, от него как от источника - оторваться невозможно.
Твой ПАПА - человек с большой буквы! Здоровья ему и долгих лет жизни!От души!
Интересная история.
Спасибо огромное. Папе передадим и покажем ему эту страничку в Интернете. :-)
Спасибо большое за очерк об интересном человеке, Ежжы. Артём Задикян представляется мне кладезем знаний о Москве! Ежжы! Пишите его рассказы на диктофон, что ли?
И да - про Дом и про музей - надо больше и отдельно.
Хи-хи, мы хитрые! Мы уже кое-что на диктофон записали. Так что будет интервью когда-нибудь. ;-)
Несколько раз читала и скажу Вам честно - фотографии все время напрягали и не давали как следует проникнуться необыкновенной и интереснейшей личностью. Помню, что Вы уже писали об уважаемом Артеме Задикяне. Тогда впечатление было совсем другим - душевным.
Я,наверное, совсем отстойная. Но мне нужно,чтобы здания стояли прямо,полки с книгами и комоды не заваливались,пропорции чтобы были нормальными. А пока я умозрительно все это "выравниваю" , то и пропадает удовольствие от чтения.
В любом случае - большое спасибо за очередную встречу с уникальным человеком. Дай Бог ему здоровья!!!
Будут и другие фотографии. Это пока не наши фото.

Галя, нисколько ты не отстойная! Не смей так говорить про себя! :-))

Конечно, каждый фотограф снимает в своем стиле. И чем фотограф более творческий, тем он дальше от реальности. Нам Гена Михеев очень нравится, но понятно, что он не обязан нравиться всем. А есть фотографы, которые снимают с еще большими искажениями. Многие ими восхищаются, а нас тошнит.

А еще это беда широкоугольных объективов, которые применять приходится либо в тесных помещениях, либо для попыток усилить выразительность. И чувство меры здесь у каждого свое. Мы немного бегаем от широкоугольной оптики именно потому, что боимся потерять это зыбкое чувство меры. Вот и приходится балансировать между творческим искажением реальности и привычной правильной честной картинкой.

Пожелание здоровья обязательно передадим! Спасибо! :-)
Какой у вас папа молодец! Каждый раз, когда про него пишите, восхищаюсь его увлеченности. Здоровья ему и долгих лет.
Спасибо, солнце! В ближайшие дни поедем и передадим твои теплые слова! :-))
Да-да, скажите, что с него надо брать пример ) Не скажу за всех, но за себя точно )